Роль потребительского рынка заключается в обеспечении гарантированного доступа населения к товарам в необходимом количестве, формировании связей между производителями продукции и их потребителями на основе спроса, предложения и механизмов рыночной конкуренции.
Процесс купли-продажи товаров является стадией завершения товарного обращения и перехода их в сферу личного потребления, поэтому оценка оборота розничной торговли и его товарной структуры позволяет судить об изменениях уровня жизни населения Волгоградской области.
В расчете на одного жителя Волгоградской области в 2020 году приобретено товаров на 167,4 тыс. рублей (в 2019 году – на 167,0 тыс. рублей). В целом по Российской Федерации продажа потребительских товаров в расчете на одного жителя составила 231,3 тыс. рублей (в 2019 году – 229,1 тыс. рублей), по Южному федеральному округу – 214,5 тыс. рублей (в 2019 году – 212,9 тыс. рублей).
Оборот розничной торговли Волгоградской области в 2020 году сложился в объеме 415,7 млрд рублей. Его доля в обороте розничной торговли Южного федерального округа составила 11,8%, Российской Федерации – 1,2%.
Ограничения, введенные из-за коронавирусной инфекции, оказали отрицательное влияние на потребительский рынок. Снижение оборота розничной торговли в 2020 году наблюдается во всех субъектах (кроме Республики Адыгея), входящих в состав Южного федерального округа.
Розничная торговля на территории Волгоградской области осуществляется в различных форматах. Основная доля розничных продаж в 2020 году приходилась на организованную торговлю (94,7%), представленную торгующими предприятиями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю в границах стационарной торговой сети. Удельный вес продажи потребительских товаров на рынках и ярмарках составил всего 5,3%. Доля организованной торговли в общем объеме оборота розничной торговли Волгоградской области сложилась ниже, чем в среднем по России (95,3%), но выше, чем по Южному федеральному округу (93,3%).
Оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), в 2020 году по сравнению с предыдущим годом снизился на 2,8% (по России – на 2,6%, по ЮФО – на 1,0%), продажа товаров на розничных рынках и ярмарках уменьшилась на 20,9% (по России – на 14,4%, по ЮФО – 17,3%).
Из хозяйствующих субъектов, формирующих оборот розничной торговли Волгоградской области, наибольший удельный вес приходится на крупный бизнес (57,8%). Субъектами среднего предпринимательства обеспечено 4,6% оборота розничной торговли. Вклад индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка, составил 16,1%. Несмотря на присутствие на рынке крупных конкурентов, для многих покупателей важным местом покупок по-прежнему остаются магазины, павильоны, принадлежащие малым и микропредприятиям, но их вклад менее значителен – 16,2%.
Главными представителями крупного бизнеса на розничном рынке являются торговые сети федерального и регионального значения. В 2020 году населению Волгоградской области в торговых сетях продано потребительских товаров на 161,7 млрд рублей. Торговые сети имеют определенные преимущества по сравнению с другими форматами розничной торговли в отношениях с поставщиками, поскольку закупки товаров производятся большими партиями, ряд товаров поставляется по ценам, значительно ниже цен в несетевой торговле. Ими было сформировано 38,7% оборота розничной торговли Волгоградской области, что превысило аналогичный показатель в среднем по ЮФО (31,9%) и Российской Федерации (38,5%). В рейтинге по доле сетевой розничной торговли среди всех регионов России Волгоградская область заняла 34 место.
В 2020 году особенно была востребована населением покупка потребительских товаров через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», так как введение карантина из-за пандемии COVID-19 способствовало увеличению популярности онлайн-покупок. В это время интернет-торговля стала успешной альтернативой традиционным розничным точкам на удаленных и невыгодных для торгового бизнеса территориях, так как при этом отсутствует необходимость содержать персонал торгового зала и платить высокие арендные ставки. Через интернет-магазины торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями населению было реализовано товаров на 10,7 млрд рублей (145,8% в сопоставимых ценах к 2019 году). Наиболее популярными товарными группами, приобретаемыми в этой сети, были товары бытовой техники, одежда, обувь, детские товары. В общем обороте розничной торговли Волгоградской области доля продажи товаров через интернет составила 2,6% (в 2019 году – 1,7%).
В сегменте общественного питания Волгоградской области за 2020 год оборот сложился в объеме 13,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже уровня 2019 года на 13,3%.
Доля субъектов среднего и малого предпринимательства в формировании оборота общественного питания составляет 59,5%, доля крупного бизнеса – 40,5%.
В Волгоградской области, также как и во всех других субъектах Южного федерального округа, введение ограничительных мер для борьбы с распространением COVID-19 привело к снижению оборота общественного питания по сравнению с 2019 годом.
Наибольшее сокращение оборота общественного питания наблюдается в республиках Адыгея и Калмыкия (соответственно, на 27,9% и 28,0%).
Комментарии пока отсутствуют.