Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
zoom_in
zoom_out
Волгоградстат в соцсетях

Подписывайтесь и следите за деятельностью Волгоградстата в социальных сетях

Историческая справка

Волгоград – один из самых известных и значимых городов, носящих звание города-героя.

Город славится не только своими историческими событиями, но и богатой культурной жизнью. Однако за его динамичным развитием стоит ещё одна важная составляющая – статистика. Становление волгоградской статистики – это история о том, как цифры и факты стали неотъемлемой частью планирования и управления городом и регионом в целом.

Начало пути: 1920-е годы

История статистики в Волгограде (Царицыне) начинается с Постановления Царицынского губернского революционного комитета от 17 декабря 1919 года № 98 о назначении Семилевского Ивана Клавдиевича первым исполняющим обязанности заведующего Царицынским статистическим бюро.

Поскольку гражданской войной была разрушена экономика Царицынской губернии, требовалось проведение значительных статистических работ (и штат Губстатбюро был увеличен до 62 человек).

В 1920 году были проведены профессионально-демографическая перепись населения, сельскохозяйственная перепись с кратким учетом промышленных предприятий, а также перепись учреждений народного образования.

Проведенные статистические обследования дали обширный материал, позволивший всесторонне охарактеризовать состояние и развитие советской экономики того времени, заложить основу для планирования народного хозяйства при переходе к новой экономической политике.

Развитие в советский период

С течением времени сбор статистических данных начал приобретать всё большее значение.

Характерной чертой в работе органов государственной статистики в 30-е годы был переход от единовременных обследований к обработке годовых отчетов предприятий промышленности, сельского хозяйства, коммунального хозяйства и других отраслей. Создание прочной отчетной базы позволило выработать систему показателей, определить периодичность, порядок и сроки разработки отчетности.

С октября 1937 года по 1939 год выполнялись работы по подготовке и проведению Всесоюзной переписи населения 1939 года: разработаны программы переписи, осуществлен подбор работников переписных бюро, составлены списки сельских населенных пунктов и домовладений в городах, подготовлен картографический материал.

Война и послевоенное восстановление

Большое испытание выпало на долю нашей Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, которая в корне изменила жизнь всей страны.

Для государственной статистики этот период был характерен немедленным и существенным изменением программы статистических работ, методов наблюдения и разработки статистических материалов, повышением оперативности в их представлении.

Война требовала мобилизации огромных людских и материальных ресурсов. Особое значение придавалось суточной и декадной отчетности о производстве важнейших видов продукции. Необходимо было срочно выявить все неиспользуемое оборудование, материалы и сырьевые ресурсы, а также наладить их строжайший.

Эту задачу статистика могла выполнить лишь с помощью срочных единовременных учетов и переписей. Но прежние методы организации, подготовки и проведения переписей и обработки материалов, рассчитанные на длительные сроки, в военных условиях были непригодными. В первые же дни войны правительство поставило перед государственной статистикой задачу проводить переписи и предоставлять их итоги в течение 7-15 дней, редко до 1 месяца. Всего за время войны было проведено 105 срочных переписей, материалы которых использовались при разработке мероприятий, связанных с обороной страны.

В 1941 году в Сталинградской области было проведено обследование колхозного животноводства и численности тракторов и транспортного имущества. В 1942 году были собраны отчеты районных инспекторов о ходе уборки и обмолота зерна и выявлении потерь. В 1943 году был налажен сбор сведений о размещении скота и птицы в освобожденных от оккупации немцами районах, проведены учет скота, эвакуированного в Сталинградскую область из Украинской республики, контрольный учет числа редакций местных газет, журналов, клубных учреждений, массовых библиотек. Собирались ежемесячные районные сводки отчетов колхозов о состоянии животноводства, месячные и квартальные сведения о ходе строительства и восстановления жилищ рабочих и служащих по г. Сталинграду, текущая отчетность по жилищному строительству в районах области, освобожденных от немецкой оккупации, первичные и сводные отчеты о ходе строительства и восстановления жилых домов в г. Сталинграде.

После войны, в условиях восстановления разрушенной экономики, статистика продолжала оставаться незаменимым инструментом.  

В 1957 году начинается новый этап в развитии органов государственной статистики.

Сосредоточение сбора и разработки всех отчетных данных потребовало развития механизации статистических работ. В статистических управлениях были созданы машиносчетные станции, оборудованные счетными машинами и средствами связи.

Значительными работами органов государственной статистики в 70-х годах были инвентаризация и переоценка основных фондов в хозрасчетных предприятиях и организациях страны, Всесоюзная перепись скота, Всесоюзные переписи населения.

В 80-х годах роль статистики как одного из важнейших рычагов государственного управления и планирования народного хозяйства еще больше возрастает. Предъявляются повышенные требования к разработке и анализу статистических материалов, к упорядочению отчетности и обеспечению ее достоверности.

В конце 80-х годов статистические органы Волгоградской области концентрируют свою работу на анализе процессов ускорения социально-экономического развития на основе научно-технического прогресса, перестройки структурной и информационной политики, системы управления и методов хозяйствования. При подготовке аналитических материалов центр внимания перенесен с количественных показателей на показатели, характеризующие качественную сторону развития экономики.

В практике государственной статистики появились новые виды оперативных данных: экспресс-информации, пресс-выпуски, регулярные краткие издания по важнейшим социально-экономическим вопросам, которые оперативно доводились до сведения руководящих органов области. Создана Единая статистическая информационная система на всех уровнях управления народным хозяйством. Заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

Современные реалии

С распадом Советского Союза в 1991 году началась новая эра для органов статистики. Переход к рыночной экономике требовал новых подходов и методов сбора данных. 13 мая 1992 года принят закон Российской Федерации № 2761-I "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности", определивший правовую ответственность предприятий, учреждений, организаций и объединений за нарушение порядка представления данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений.

XXI век – время проведения масштабных статистических переписей и единовременных наблюдений. Так, с 2002 по 2021 годы проведены:

  • федеральное статистическое наблюдение "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года";
  • сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2015 годов;
  • Всероссийские сельскохозяйственные переписи 2006 и 2016 года;
  • федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) для разработки базовых таблиц "затраты - выпуск" 2012 и 2016 годов;
  • Всероссийская перепись населения 2002, 2010 и 2020 годов;
  • Сельскохозяйственная микроперепись 2021 года.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 1024-р и приказом Росстата от 11.08.2004 №118 Волгоградский областной комитет государственной статистики преобразован в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградстат).

Одним из основных направлений деятельности Волгоградстата является подготовка и выпуск информационно-аналитических материалов, статистических сборников, бюллетеней, обзоров, их распространение и взаимодействие с различными категориями пользователей в части предоставления статистической информации.

Аналитические и статистические материалы Волгоградстата способствуют информационному обеспечению деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области, принятию ими обоснованных решений в социально-экономической сфере региона.

Сегодня Волгоградстат, используя современные технологии и методы анализа, обеспечивает власть, бизнес и общественность необходимой информацией для принятия обоснованных решений.

Практически ежедневно на сайте Волгоградстата публикуются новости с оперативной официальной статистической информацией по основным показателям социально-экономического развития Волгоградской области. Эту информацию со ссылкой на Волгоградстат активно используют региональные и муниципальные средства массовой информации.

Другими каналами и инструментами коммуникации Волгоградстата являются 2 социальные страницы (в «ВКонтакте» и «Одноклассники»), которые позволяют быстро и легко коммуницировать с внешней целевой аудиторией, рассказывать об интересной статистике региона, проводить опросы и поддерживать обратную связь с потребителями статистической информации. Также Волгоградстат осуществляет коммуникативную деятельность в мессенджере Telegram, в котором публикуется повестка региона со ссылкой на официальные статистические данные.

Привлечение в органы статистики молодых инициативных кадров является одним из важнейших приоритетов кадровой политики Волгоградстата в условиях происходящего процесса смены поколений.

Внедряется практика участия в ярмарках вакансий, организуемых высшими учебными заведениями региона, заключаются договоры о сотрудничестве, в рамках которых ежегодно организуется прохождение в структурных подразделениях Волгоградстата ознакомительной, производственной и преддипломной практики студентов.

Созданный в Волгоградстате Совет молодежной организации активно сотрудничает с профсоюзным комитетом. Молодые специалисты готовят материалы для научно-практических конференций, принимают участие в конкурсах на лучший аналитический материал, лучшее издание.

Сегодня молодые специалисты Волгоградстата имеют уникальную возможность развивать свои профессиональные и личностные качества. Наши сотрудники принимают активное участие в слетах работающей молодежи, организованных профсоюзным комитетом, молодежных фестивалях, мероприятиях молодежных организаций Волгоградской области.

Стратегия развития системы государственной статистики и Росстата до 2030 года

30 декабря 2024 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 4159-р была утверждена Стратегия развития системы государственной статистики и Росстата до 2030 года.

Основная цель Стратегии – обеспечить единые и эффективные подходы к сбору, обработке и распространению статистических данных, повысить их надежность и достоверность, а также ускорить предоставление информации пользователям.

Ключевые направления, по которым будет реализовываться стратегия:

  • выявление потребностей в информации;
  • качество статистических данных (стандартизация, точность и актуальность информации;
  • цифровизация и автоматизация;
  • информационная безопасность;
  • кадровое обеспечение (в том числе повышение квалификации специалистов);
  • международное сотрудничество и интеграция с мировыми статистическими системами.

Реализация Стратегии позволит добиться ряда важных результатов. Среди них: повышение удовлетворенности пользователей официальной статистической информацией до 95%, снижение нагрузки на респондентов и объекты федерального статистического наблюдения при формировании статистической отчетности на 50% и 100% статистических показателей будут предоставляться в электронном виде через цифровую платформу Росстата.

Важным элементом Стратегии является активное использование инновационных технологий, в том числе искусственного интеллекта. Это позволит оперативно обрабатывать большие объемы данных, а также повысить точность прогнозов и аналитических материалов.

Цифровизация системы государственной статистики также направлена на улучшение доступа к данным для различных пользователей: от государственных органов до исследовательских организаций и частных компаний.

Развитие государственной статистики – это не только технологические изменения, но и важный шаг к усилению прозрачности и доверия к органам власти. В условиях глобальных изменений и постоянной трансформации экономики и общества, качественная и своевременная статистическая информация становится важнейшим инструментом для выработки политических решений, направленных на улучшение жизни граждан.