Методологические пояснения

Средние предприятия

Федеральным законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ установлены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категориям малого и среднего предпринимательства. В соответствии со статьей 4 Закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие условиям:

1) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов.

2) средняя численность работников для средних предприятий - от ста одного до двухсот пятидесяти человек;

3) предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Средняя численность работников среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий

Условия отнесения к малым предприятиям определены статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

1) с численностью работников:

малые предприятия (без микропредприятий) – от 16 до 100 человек включительно,

микропредприятия – до 15 человек включительно;

2) выручкой/доходом:

для 2011-2015 гг. с выручкой от реализации товаров (работ, услуг)

для малых предприятий (без микропредприятий) – от 60 до 400 млн. рублей,

для микропредприятий – до 60 млн. рублей;

в 2016 г. с выручкой от реализации товаров (работ, услуг)

для малых предприятий (без микропредприятий) – от 120 млн. до 800 млн. рублей;

для микропредприятий – до 120 млн. рублей;

с 2017 г. с предельным значением дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год,

для малых предприятий (без микропредприятий) – от 120 млн. до 800 млн. рублей,

для микропредприятий – до 120 млн. рублей;

3) законодательно установленной структурой уставного капитала.

Порядок осуществления выборочных обследований малых предприятий установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79 «О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства».

Для малых предприятий (без микропредприятий) бланк обследования (форма федерального статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия») в 2020 г. состоит из четырех разделов: «Анкета», «Численность, начисленная заработная плата работников», «Общие экономические показатели», «Затраты рабочего времени и расходы на производство и продажу товаров (работ, услуг)».

Сбор сведений от малых предприятий (без микропредприятий) ежеквартально осуществляется выборочным методом с последующим распространением данных по показателям формы № ПМ на генеральную совокупность (основу выборки) в разрезе основных видов экономической деятельности (с 1 квартала 2017 г. – по ОКВЭД2).

Для микропредприятий бланк обследования (форма федерального статистического наблюдения № МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия») состоит из пяти разделов: «Анкета», «Численность, начисленная заработная плата работников и отработанное время», «Общие экономические показатели», «Оптовая и розничная продажа товаров, оборот общественного питания», «Перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта».

Сбор сведений от микропредприятий ежегодно (кроме годов проведения сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства) осуществляется выборочным методом с последующим распространением данных по показателям на генеральную совокупность (основу выборки) в разрезе основных видов экономической деятельности (с 2017 г. – по ОКВЭД2).

Этапы работ по организации и проведению выборочного наблюдения

1. Формирование генеральной совокупности предприятий (основы выборки).

2. Формирование выборочной совокупности предприятий.

3. Сбор информации по форме от предприятий, попавших в выборочную совокупность, ее ввод, контроль, корректировка.

4. Распространение выборочных данных на генеральную совокупность и расчет характеристик точности получаемых результатов.

5. Формирование итогов обследования в целом по Российской Федерации, в разрезе ее субъектов, видов экономической деятельности, расчет характеристик точности получаемых результатов.

Этапы 3 и 4 реализуются на региональном уровне, этапы 1, 2 и 5 – на федеральном уровне.

Формирование основы выборки

Для формирования генеральной совокупности (основы выборки) предприятий используются данные единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, загруженные в Автоматизированную систему Генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения (далее – АС ГС ОФСН).

По каждому отобранному объекту информация содержит следующие реквизиты:

- коды Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (по ОКВЭД2), краткое наименование предприятия (организации);

- показатель «выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» (далее выручка) по данным бухгалтерской отчетности.

Формирование выборочной совокупности

Выборочная совокупность ежегодно формируется отдельно по малым предприятиям (без микропредприятий) и по микропредприятиям.

По малым предприятиям (без микропредприятий) сформированная выборочная совокупность используется для всех отчетных кварталов.

Для формирования выборочной совокупности основа выборки разделяется на три группы (массива).

В первый массив включаются нетипичные предприятия, которые по значениям одного или нескольких показателей выделяются из общей массы предприятий, являются единственными представителями малого предпринимательства по конкретному виду деятельности или территории. Все объекты этого массива включаются в выборочную совокупность.

Второй массив включает предприятия, по которым имеются данные о выручке. Предполагается, что во второй массив попадает основная масса предприятий, которые являются типичными для своего вида деятельности.

Расслоение основы выборки для второго массива осуществляется по видам экономической деятельности (по ОКВЭД2) и по размеру предприятия (по показателю «выручка»).

Выборочная совокупность по данному массиву формируется методом расслоенного случайного отбора.

Число единиц наблюдения, выбираемых из слоя, определяется в соответствии с оптимальным размещением по Нейману по признаку «выручка».

Число единиц наблюдения по субъектам Российской Федерации определяется исходя из того, что значение коэффициента вариации оценки по признаку размещения «выручка» не должно превышать 5%.

Третий массив включает предприятия, по которым нет данных о выручке (вновь созданные, временно приостановившие деятельность, не представившие бухгалтерскую отчетность).

Расслоение единиц наблюдения генеральной совокупности для третьего массива осуществляется по видам экономической деятельности.

Выборочная совокупность по данному массиву формируется пропорциональным размещением объема подвыборки, отводимого на данный массив.

Обработка полных неответов единиц наблюдения

Для обработки полных неответов респондентов применяется метод перевзвешивания.

Вес неответившего предприятия перераспределяется на ответившие предприятия в данном слое.

Формирование итогов обследования

Полученные выборочные данные по показателям форм распространяются на регламентные подсовокупности (области изучения) генеральной совокупности, а также на совокупность в целом по формуле простого оценивания (по среднему на единицу).

Средняя численность работников включает среднесписочную численность работников, среднюю численность внешних совместителей, среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

В оборот предприятий включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Объем отгруженных товаров собственного производства представляет собой стоимость тех товаров, которые произведены хозяйствующим субъектом и фактически в отчетном периоде отгружены или отпущены им в порядке продажи, а также прямого обмена на сторону (другим юридическим и физическим лицам), независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет.

Индивидуальный предприниматель

Индивидуальный предприниматель- гражданин (физическое лицо), занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, с момента его государственной регистрации в соответствии со ст. 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.1995 г.